Для запуска рассылки нужно сделать довольно много не совсем очевидных вещей, в каждую из которых приходится погружаться. За каждой стоит множество необходимых действий, без которой ничего хорошего не выйдет.
Как видите, получился довольно объемный список. При этом я сознательно не погружаюсь в детали, иначе только на просмотр всех пунктов ушло бы страниц пять. Да и не всем, наверное, будут интересны некоторые технические моменты. Но в общих чертах объём работ оценить можно. На глазок, примерно.
Каждый из пунктов незаметно разворачивается в отдельный список и требует отдельного погружения. И в каждом будет ещё по 10-20 пунктов, которые необходимо будет сделать в нужной последовательности.
Так, например, для самого первого пункта — для понимания темы рассылки — необходимо было понять для кого будет эта рассылка. То есть, говоря языком ма́ркетинга, что же это будет за целевая аудитория (ЦА) и какую пользу в итоге получат подписчики. Иначе какой смысл этим заниматься, если пользы от этого никакой нет?
Когда этот смысловой фундамент готов, остальное начинает складываться само, как домик из блоков и кирпичей. Пока ещё только в виде набросков, а не чертежей.
Здесь уже достаточно прикладывать возможную тему к целевой аудитории как одежду к фигуре, и действовать как модница у зеркала: подходит, нет? А вот это? А с такой шляпкой? Иногда приходится подбирать наряд и находить весьма неожиданные сочетания. Но без выхода в свет полной уверенности, конечно, не будет.
А ещё в таком списке легко увязнуть. Потому что такой фронт работ обычно делает целая команда. И «запустить рассылку» превращается в отдельный проект. В котором копирайтер пишет контент для сайта. Дизайнер готовит иллюстрации. Веб-программист колдует над функционалом сайта. Веб-технолог совместно с дизайнером собирают дизайн для сайта. Контент-менеджеры размещают информацию на сайте и в соцсетях. И так далее.
Но это только часть работы. Нужно ведь ещё придумать и написать сами письма, которые должны отправляться автоматически после подписки. А это, скажу я вам, та́ ещё задачка! Здесь тоже собирается довольно-таки большой объём работы.
Я оставил за кадром идеолога проекта и проектного менеджера, которые придумывают для всей команды всё новые и новые квесты, согласовывают их с командой, а потом придумывают как лучше вписать это всё в уже составленный план действий.
После того, как всё вышеперечисленное более-менее сделано, можно приступать непосредственно к запуску и тестированию каждого шага на кошках в боевых условиях. Здесь начинается интересное — начинается работа с разными каналами продвижения аудиторией. Но это уже совсем другая история, о которой я, конечно же, тоже расскажу.
Итак, почему именно рассылка. Почему различные платформы и сервисы приходят и уходят, а почта как жила, так и продолжает быть основным инструментом для обмена информации? Я уже писал в первой части о выборе формата, но хотелось бы остановиться отдельно на электронной почте.
Чтобы было нагляднее, я хочу сначала проанализировать другие форматы с точки зрения их использования в реальной жизни.
Давайте вспомним не очень далекое прошлое. Когда интернета ещё не было, но зато исправно работала почта, телеграф и телефон. Ведь всё, что мы сегодня видим вокруг и чем пользуемся каждый — уходит корнями в эту самую историю.
Почтовая служба позволяла отправлять письма и другую корреспонденцию. Письма нужно было писать ручкой по бумаге, потом вложить в конверт, наклеить марки, и уже после этого отнести на почту или бросить в ближайший почтовый ящик. Оттуда письмо попадает в сортировку и доставку. И после этого отправляется в далекое путешествие до своего адресата. Понятно, что письма могли идти довольно долго и их приходилось ждать.
Письмо предполагает некоторый объём информации, который размещался на нескольких страницах бумаги. В конверт можно было вложить открытку или валентинку. Письмо доставляется адресату в почтовый ящик или лично в руки (если письмо заказное). Письма ждали, письма хранили как память, письма перечитывали.
Телеграф был быстрее писем в разы, но был ограничен по количеству символов. Таким образом, в телеграмму помещалось несколько предложений и платить нужно было за каждый символ. Зато были, например, специальные празднично-подарочные бланки, где можно было поздравить дорогого человека с днем рождения или с новым годом.
Ну, с телефоном, думаю, всё ясно. Теперь он есть у каждого. А раньше нужно было идти на почту, чтобы позвонить в другой город. А ещё договариваться через письма или телеграммы о таких сеансах связи, если у абонента не было своей телефонной точки. Плюс нужно было договориться кто кому звонит. Каждый приходил в почтовое отделение в своём городе и ждал звонка. И потом недолго разговаривал. Самый длинный разговор продолжался минут сорок. Больше не давали разговаривать телефонистки. Да и разговоры были дорогими, а связь была организована через несколько таких узлов, с каждым из которых приходилось созваниваться и соединяться.
Зачем я всё это рассказываю? — спросите вы. А затем, дорогие мои, что все эти виды связи были хоть доступны, но их приходилось ждать. И их ждали. К тому же, эти форматы всегда были очень личными. И потому отношение к ним на психологическом уровне было очень трепетным и тёплым.
Современные форматы общения очень доступные. Но отношение к ним совершенно другое.
Давайте теперь посмотрим на другие современные средства общения и доставки контента. Они могут быть в любом формате: форум, платформа для блогов, соцсеть, мессенджер. Но самые популярные принадлежат большим корпорациям, навроде Гугла. Другие, наоборот, стали корпорациями именно благодаря созданию простой и удобной платформы для общения (Фейсбук, Medium и т.д.).
Вот в этом и скрыта вся соль — у всех у них есть хозяин, который может сделать что угодно. Закрыть, сделать платным, запретить определенный вид контента или просто продаться другой компании. Вся история таких корпораций состоит из подобных вещей. Из недавнего: Tumblr запретил размещать контент для взрослых, хотя исторически это одна из самых долгоживущих платформ для размещения картинок.
То же самое с мессенджерами и разными платформами. Они все кому-то принадлежат, и в любой момент правила игры могут измениться. Единственное исключение, пожалуй, Телеграм Павла Дурова — он создает платформу, которая не принадлежит ни одному государству. И именно поэтому многие правительства и корпорации так его не любят.
А теперь самое время вернуться к почте. Точнее, к электронной почте.
Вы можете сами изучить историю создания и механизм работы электронной почты. Интересно здесь другое: протокол электронной почты никому не принадлежит. И именно поэтому его могут использовать все. Понятно, что почтовые сервисы тоже живут и умирают, и тоже являются частью корпораций. Уверен, что вы точно знаете или даже пользуетесь почтой от Яндекса или Mail.ru. Но сам формат электронных писем как способ донесения информации будет использоваться ещё очень и очень долго. Ведь текст — это основа передачи информации.
Более того, сейчас сервисы по рассылке электронных писем развиваются особенно активно. Это позволяет организовать доставку информации нужному абоненту в нужное время. Или организовать доставку электронных писем группе людей. Электронная рассылка — один из мощных инструментов современного ма́ркетинга, ею пользуются и корпорации, и малый бизнес.
Ещё одним достоинством рассылки является отношение к письмам. Их читают, когда удобно, а не когда оно свалилось (как это происходит при общении в мессенджерах). К хорошим письмам можно вернуться. Информацию в переписке легко найти через поиск или переслать письмо другу или коллеге. Чтение письма не отнимает много времени и не требует немедленной реакции.
Самое главное, что сам формат писем предполагает последовательное и вдумчивое изучение информации.
Именно такой формат наиболее хорошо подходит под наши задачи.
Подписывайтесь и читайте, когда вам удобно!
Вам, наверное, интересно, а почему именно рассылка? Почему не группа вконтакте или фэйсбуке? Или вообще не отдельный блог.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно зайти издалека и задать ещё ряд наводящих вопросов. Тогда цепочка рассуждений сама приведет вас к ответу. Заметьте, не я вам сразу дам правильный ответ. А вы сами ответите на него. Попробуем? Мне и самому интересно.
Но давайте по порядку.
Для начала попробуйте вспомнить что-нибудь из вашей ленты фейсбука/вконтактика. Ну, такое, интересное, о чем вы сможете рассказать кому-нибудь. Внятно рассказать, интересно. Чтобы было это в ленте, скажем, сегодня. Ага, вспомнили? Прям с подробностями и с картинками? И даже имя автора помните? Ну, допустим.
А теперь вспомните что-нибудь интересное из своей замечательной ленты, скажем, за вчерашний день. Получилось? Хм, я верю, конечно, чего бы мне вам не верить? Я просто редко вижу людей с такой замечательной способностью запоминать всякое-разное из такого мощного потока информации.
А на прошлой неделе что было интересного в вашей ленте? Да? Серьёзно? Вот прям было много интересного, но подробностей вы не можете вспомнить? Странно. У вас же такая хорошая память. Ну вы же мне сами только что рассказывали! Ну ладно, пусть так. Но всё-таки.
Ага, а теперь давайте просто прикинем сколько времени в день вы проводите в потоке разной информации в своём телефоне. Сколько у вас выходит? А в часах если? Блин. Да вы на еду времени тратите в пять раз меньше! Что, и за едой тоже в телефоне? А-фи-геть! Вот это супер-способность!
Достаточно ли вопросов про соцсети и вашу память или надо продолжить?
Хм. Ладно.
Давайте небольшое лирическое отступление сделаем.
Расскажу вам о том, как работает мозг. Нет, не именно ваш, а вообще мозг. Он способен обрабатывать сразу очень большой объём информации: звуки, мысли, запахи, сигналы тела и т.д. Но самое интересное, что около 70% всей энергии нашего организма уходит на работу мозга. Это я не сам придумал, это ученые про свои исследования в этой области рассказывают. А ещё очень много работы происходит в фоновом режиме, а не тогда, когда вы что-то усиленно обдумываете. Так уж он устроен.
А ещё мозг очень ленивый, он любит делать выводы, которые он уже знает. Это происходит постоянно, вы просто знаете, что этот ответ правильный и уверены в этом на все сто. Ну вот знаете и всё. Мало того, если попросить вас объяснить, почему вы думаете именно так, то мозг сразу подсунет первое, что лежит верху. Это может быть собственный опыт, рассказ подружки или эксперта из телевизора. А ещё мозг очень легко обмануть. Об этом я тоже расскажу в своей рассылке.
Так исторически сложилось, что люди не выжили бы без постоянного анализа ситуации и умения делать выводы. Типа: туда ходить нельзя — съедят. Постоянный анализ требует, чтобы вы путешествовали, открывали новые территории, боролись с новыми опасностями, выходили из зоны комфорта. Именно тогда и происходят чудеса и настоящее развитие. Но современный человек научился обманывать мозг. Теперь все новые «открытия» у вас в телефоне каждую минуту. Чувствуете зуд: «Ой, а не пришло ли чего-нибудь новое в фейсбуке, на написал ли кто?» Это обман. Мозг работает вхолостую, получает иллюзию исследования, а выводов никаких не делает.
Это мы пока факты собираем. Помните: почему именно рассылка, да?
Вернёмся к соцсетям. Там слишком много информации, которая пролетает мимо, но никак не оседает в памяти. А главное — очень сложно найти потом то самое интересное, что вам, возможно, понадобится или к чему вы бы хотели вернуться. Но глаза и мозг при этом устают как при настоящих задачах. Поэтому соцсети для вдумчивого изучения не походят. Для общения, для отзывов, да, они интересны, но не более.
Следующий пункт в нашем списке — это блог. Блог хорош тем, что можно писать когда угодно и что угодно. На любую тему. Твой блог — твои правила. Но здесь немного не подходит сам формат. На блог вы можете зайти и почитать, если вам интересно. Но блог проигрывает соцсетям по количеству блестящих штук, которые дают иллюзию настоящей работы мозга. Про блог легко забыть. А у меня задача: регулярно доставлять людям правильную информацию. Именно доставлять. И чтобы только тем, кому это действительно интересно. А кому не интересно, тот просто отписывается. То есть блог — это хорошо, но не подходит под мою цель. Хотя вот вы угадайте, что сейчас читаете? Между прочим, именно блог :) Ну да ладно. А ещё блогу тоже нужны подписчики.
Сейчас нужно сделать ещё одно лирическое отступление про цели и задачи.
Если у вас нет цели, то никуда вы не придёте. А если цель есть, то можно понять какие действия нужны, чтобы к этой цели придти. То есть без цели = безцельно (и бесполезно). Но чтобы идти к цели, нужно сделать много-много маленьких шагов в нужном направлении. Надо делать это постоянно и регулярно.
Почему здесь важна регулярность, спросите вы. А важна она по одной простой причине: если что-то делать регулярно (даже если по чуть-чуть), то происходит постоянная тренировка навыков, и ты уже умеешь хорошо и интересно писать через некоторое время. А те люди, для которых ты пишешь, тебе не дают расслабиться и забыть про эту тренировку. Кто ходил в спортзал и соревновался с друзьями, тот меня поймёт. То есть я для вас пишу, но и сам при этом прокачиваюсь. Да ещё и полезными вещами делюсь, которые к результату приводят рано или поздно. Вот такая логическая цепочка получается.
Я ещё хотел добавить про вечный формат электронной почты, но уже и так довольно объёмный текст получился. Не хочется терять потенциальных читателей только лишь потому, что они не осилили вступительную статью. То-то смеху будет! Поэтому я лучше на эту тему отдельный пост напишу, договорились? Ну вот и славно :)
И здесь мы плавно переходим к полученным выводам.
Лучше, когда у вывода есть короткое и внятное обоснование.
Получается приблизительно так:
Вот и выходит, что самым интересным и полезным для нас с вами будет та самая почтовая рассылка — я пишу для вас, вы читаете. А растём мы вместе. По-моему, очень круто получается! А вы как? Готовы подписаться?